понедельник, 19 июня 2017 г.

Полицай Сергей Лукьяненко


Прочитал последний роман Сергея Лукьяненко "Кваzи". В таланте ему по-прежнему не откажешь. Однако его творчество вызывает всё больше ощущение какой-то безнадёги; в первую очередь из-за постмодерна ставшего окончательно осью его философии, что особенно ярко отразилось в лукьяненовской концепции "многоправдия", как я это называю. Т.е. истины нет, правды нет, у каждого своя правда, и в рамках своей правды каждый прав, каждому дела нет до чужой правды и он должен защищать свою, и, в лучшем случае, надо просто с взаимным уважением относиться к правдам друг друга, ибо все мы люди, все мы человеки, и прочая подобная примитивная околофилософская шелуха. (Пожалуй наиболее концентрированно эту свою унылую философию Лукьяненко изложил в другом своём романе "Застава", первой книги из серии "Пограничье", особенно в некоторых последних главах, превратив их в целые маленькие философские трактаты)

Поначалу, особенно благодаря яркой и талантливой литературной форме, эта постмодернистская игра смыслов весьма занимала, но сейчас окончательно наскучила. Сергей Лукьяненко возвёл в своих книгах своего рода экзистенциальную тюрьму, красивую и ажурную, но тюрьму, из которой нет выхода, в которой можно лишь играть в пинг-понг с сокамерниками, меланхолично смотреть в панорамное окно забранное сверхпрозрачным и сверхпрочным плексигласом и грустить под песни "Агаты Кристи".

А ещё, что покоробило, это то, что Лукьяненко окончательно свихнулся на теме обзывания российских полицейских полицаями. Заклинило на этой теме Лукьяненко ещё в 2011 г., когда по инициативе Президента Медведева российским стражам порядка было возвращено традиционное название "полиция". Тогда Лукьяненко писал свой очередной "Дозор" и рассказал в блоге (ныне удалённом), что, де, крутую штуку придумал - называть русских полицейских полицаями, гы-гы, и выразил надежду, что запустит этот мем в народ; и в вышедшей в том же году книге свою идею реализовал. С тех пор из произведения в произведение у него это кочует, но если раньше он позволял себе оскорблять российскую полицию пару-тройку раз за книгу, всякий раз как в сюжете появлялись полицейские, то в "Квази" пару-тройку раз в каждой главе, потому, что главный герой романа полицейский...

Неужели он не понимает, какой этим вред наносит? С одной стороны оскорбляет и дискредитирует российскую полицию проводя известную ассоциацию с иррегулярными подразделениями нацистов на оккупированных территориях, прозванных в народе полицаями, каковая кличка была и остаётся крайним оскорблением для всякого русского. А, с другой стороны, ассоциируя нацистских полицаев с русскими полицейскими он обеляет этот термин, а с ним и самих немецких полицаев.

Может и понимает. Но, в любом случае, эта его маета с "полицаями" просто часть всё той же беспредметной постмодернистской игры, не оставляющей места ни для чего, кроме самодовлеющей иронии.

В общем скучно, а местами противно. Пожалуй Лукьяненко как писатель для меня исчерпан, вряд ли продолжу читать его книги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ozon.ru